Шибаршина Светлана Викторовна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Визуальные образы ученых и апгрейд социальных ценностей
Аннотация. В данной статье предпринимается попытка рассмотрения процесса формирования и развития ценностей (на основе концепции зон обмена) как в научно-образовательных, так и в культурных практиках, вовлекающих проблему ценностей и смыслов науки. Показывается, что в той или иной степени габитус науки осваивается в «гумбольд-товских» зонах обмена (например, университетах), что может являться почвой для дальнейшей адаптации когнитивных и социальных ценностей и смыслов науки как динамичной практики. Обосновывается идея о том, что помимо специальных научно-образовательных зон обмена вовлечение в научную деятельность происходит во многом посредством ценностей и смыслов, транслируемых через поп-культуру. Исследование этого процесса включает описание и интерпретацию стереотипных образов ученых, создаваемых в научной фантастике, кино и телесериалах, в кон-тексте проблемы социальных ценностей. Эмпирическим материалом послужили современные телесериалы «Флэш» и «Звездные врата». Помимо уже описанных стереотипных типажей ученых выявляются новые образы, связанные с новыми со-циальными и культурными контекстами и транслирующие новые социальные ценности и смыслы (апгрейд).
Ключевые слова: социальные ценности, гумбольдтовские зоны обмена, негумбольдтовские зоны обмена, габитус, поп-культура, визуальный образ науки, стереотипы ученых
DOI: 10.5840/dspl20203439
Информация о финансировании исследования
Данное исследование подготовлено при финансовой поддержке РНФ проект № 18–18-00238 «Негумбольтовские зоны обмена: идея и проект новой научной инфраструктуры» в Национальном исследовательском Нижегородском государственном университете им Н.И. Лобачевского.
Список литературы:
- Абрамов Р. Популяризация науки в СССР как элемент культурной политики // Время, вперед! Культурная политика в СССР / под ред. И.В. Глущенко, В.А. Куренного. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2013. С. 80–88.
- Бурдье П. Практический смысл: Пер. с фр. А.Т. Бикбов и др.; отв. ред. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.
- Ваганов А. Г. Эволюция форм популяризации науки в России: XVIII–XXI вв. // Управление наукой и наукометрия. 2016. № 3. С. 64–77.
- Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. С. 707–735.
- Дорожкин А. М. Проблемы построения и типологии зон обмена // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 54. № 4. С. 20–29.
- Дорожкин А. М. О роли зон обмена в формировании целостной картины мира // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2019. Т. 22. № 4. С. 110–125.
- Ефремов И. О широкой популяризации науки // Литературная газета. 24 марта 1953. С. 3. URL: http://www.i-efremov.ru/Publicism/LG53-24march.htm (дата обращения: 10.09.2020)
- Масланов Е. В. Габитус, смысл, зона обмена // Эпистемология сегодня. Идеи, проблемы, дискуссии: колл. моногр. / под ред. И.Т. Касавина, Н.Н. Ворониной. Нижний Новгород: Изд-во Ниж. госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2018. С. 149–153.
- Barman C. R. How do students really view science and scientists? // Science and Children. 1996. Vol. 34. No. 1. P. 30–33.
- Basalla G. The depiction of science in popular culture // Science and Its Public / ed. by G. Holton, W.A. Blanpied. Dordrecht-Holland: Reidel Publishing Company, 1976. P. 261–278.
- Besley J. C., Dudo A., Storksdieck M. Scientists’ views about communication training: scientists’ views of communication training // Journal of Research in Science Teaching. 2015. Vol. 52. No. 2. P. 199–220, doi:10.1002/tea.21186.
- Besley J. C., Nisbet M. How scientists view the public, the media and the political process // Public Understanding of Science. 2013. Vol. 22. No. 6. P. 644–659, doi:10.1177/0963662511418743.
- Birney E. Scientists and their emotions: the highs … and the lows // The Guardian. 10 February 2013. URL: https://www.theguardian.com/science/2013/feb/10/scientists-emotions-highs-lows (дата обращения: 07.10.2020)
- Esch M. Make science into a TV series // VIEWPOINT_Media Policy. MaxPlanckResearch, 2014. URL: https://www.mpg.de/7426172/W001_Viewpoint_014-018.pdf. (дата обращения: 10.02.2020).
- Galison P. Trading zone. Coordinating action and belief // The Science Studies Reader / Ed. by M. Biagioli. N.Y.: Routledge, 1999. P. 137–160.
- Gardner H. Artful Scribbles: The Significance of Children’s Drawings. N.Y.: Bavi Books. 1980. 280 p.
- Haynes R. From alchemy to artificial intelligence: stereotypes of the scientist in Western literature // Public Understanding of Science. 2003. Vol. 12. No. 3. P. 243–253.
- Hobsbawm E. J. The Age of Extremes: A History of the World, 1914–1991. N.Y.: Pantheon, 1994. 627 p.
- Larsen K. Particle Panic!: How Popular Media and Popularized Science Feed Public Fears of Particle Accelerator Experiments. Cham: Springer, 2019. 194 p.
- Llorente C., Revuelta G., Carrió M., Porta M. Scientists’ opinions and attitudes towards citizens’ understanding of science and their role in public engagement activities // PLoS One. 2019. Vol. 14. No. 11: e0224262, doi:10.1371/journal.pone.0224262 pmid:31721768.
- Maslanov E. Universities as social background in ‘trading zone’ creation // Philosophy of the Social Sciences. 2019. Vol. 49. No. 6. P. 493–509.
- Mead M., Métraux R. Image of the scientist among high-school students: a pilot study // Science. 1957. Vol. 126. No. 3270. P. 384–390, doi: 10.1126/science.126.3270.384.
- Schibeci R. A. Images of science and scientists and science education // Science Education. 1986. Vol. 70. No. 2. P. 139–149.
- Shibarshina S. V., Maslanov E. V. Science communication in the Soviet Union: science as vocation and profession // Social Epistemology. 2020. Vol. 34. No. 2. P. 174–183.
- Ward A. Magician in a white coat // Science Activities. 1977. Vol. 14. No. 1. P. 6–9.
- Whitelegg E., Carr J., Holliman R. Using Creative Media Literacy Skills to Raise Aspirations in STEM. Milton Keynes: The Open University, 2013. 38 p.
- Zaelzer C. The value in science-art partnerships for science education and science communication // eNeuro. 2020. Vol. 7. No 4, publ. online 2 July, doi: 10.1523/ENEURO.0238–20.2020. URL: https://www.eneuro.org/content/7/4/ENEURO.0238–20.2020 (дата обращения: 12.10.2020)