Визуальные образы ученых и апгрейд социальных ценностей

Шибаршина Светлана Викторовна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Визуальные образы ученых и апгрейд социальных ценностей

Аннотация. В данной статье предпринимается попытка рассмотрения процесса формирования и развития ценностей (на основе концепции зон обмена) как в научно-образовательных, так и в культурных практиках, вовлекающих проблему ценностей и смыслов науки. Показывается, что в той или иной степени габитус науки осваивается в «гумбольд-товских» зонах обмена (например, университетах), что может являться почвой для дальнейшей адаптации когнитивных и социальных ценностей и смыслов науки как динамичной практики. Обосновывается идея о том, что помимо специальных научно-образовательных зон обмена вовлечение в научную деятельность происходит во многом посредством ценностей и смыслов, транслируемых через поп-культуру. Исследование этого процесса включает описание и интерпретацию стереотипных образов ученых, создаваемых в научной фантастике, кино и телесериалах, в кон-тексте проблемы социальных ценностей. Эмпирическим материалом послужили современные телесериалы «Флэш» и «Звездные врата». Помимо уже описанных стереотипных типажей ученых выявляются новые образы, связанные с новыми со-циальными и культурными контекстами и транслирующие новые социальные ценности и смыслы (апгрейд).

Ключевые слова: социальные ценности, гумбольдтовские зоны обмена, негумбольдтовские зоны обмена, габитус, поп-культура, визуальный образ науки, стереотипы ученых

DOI: 10.5840/dspl20203439

Информация о финансировании исследования

Данное исследование подготовлено при финансовой поддержке РНФ проект № 18–18-00238 «Негумбольтовские зоны обмена: идея и проект новой научной инфраструктуры» в Национальном исследовательском Нижегородском государственном университете им Н.И. Лобачевского.

Список литературы:

  1. Абрамов Р. Популяризация науки в СССР как элемент культурной политики // Время, вперед! Культурная политика в СССР / под ред. И.В. Глущенко, В.А. Куренного. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2013. С. 80–88.
  2. Бурдье П. Практический смысл: Пер. с фр. А.Т. Бикбов и др.; отв. ред. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.
  3. Ваганов А. Г. Эволюция форм популяризации науки в России: XVIIIXXI вв. // Управление наукой и наукометрия. 2016. № 3. С. 64–77.
  4. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. С. 707–735.
  5. Дорожкин А. М. Проблемы построения и типологии зон обмена // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 54. № 4. С. 20–29.
  6. Дорожкин А. М. О роли зон обмена в формировании целостной картины мира // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2019. Т. 22. № 4. С. 110–125.
  7. Ефремов И. О широкой популяризации науки // Литературная газета. 24 марта 1953. С. 3. URL: http://www.i-efremov.ru/Publicism/LG53-24march.htm (дата обращения: 10.09.2020)
  8. Масланов Е. В. Габитус, смысл, зона обмена // Эпистемология сегодня. Идеи, проблемы, дискуссии: колл. моногр. / под ред. И.Т. Касавина, Н.Н. Ворониной. Нижний Новгород: Изд-во Ниж. госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2018. С. 149–153.
  9. Bar­man C. R. How do stu­dents real­ly view sci­ence and sci­en­tists? // Sci­ence and Chil­dren. 1996. Vol. 34. No. 1. P. 30–33.
  10. Basal­la G. The depic­tion of sci­ence in pop­u­lar cul­ture // Sci­ence and Its Pub­lic / ed. by G. Holton, W.A. Blan­pied. Dor­drecht-Hol­land: Rei­del Pub­lish­ing Com­pa­ny, 1976. P. 261–278.
  11. Besley J. C., Dudo A., Storks­dieck M. Sci­en­tists’ views about com­mu­ni­ca­tion train­ing: sci­en­tists’ views of com­mu­ni­ca­tion train­ing // Jour­nal of Research in Sci­ence Teach­ing. 2015. Vol. 52. No. 2. P. 199–220, doi:10.1002/tea.21186.
  12. Besley J. C., Nis­bet M. How sci­en­tists view the pub­lic, the media and the polit­i­cal process // Pub­lic Under­stand­ing of Sci­ence. 2013. Vol. 22. No. 6. P. 644–659, doi:10.1177/0963662511418743.
  13. Bir­ney E. Sci­en­tists and their emo­tions: the highs … and the lows // The Guardian. 10 Feb­ru­ary 2013. URL: https://www.theguardian.com/science/2013/feb/10/scientists-emotions-highs-lows (дата обращения: 07.10.2020)
  14. Esch M. Make sci­ence into a TV series // VIEW­POINT_­Me­dia Pol­i­cy. Max­Planck­Re­search, 2014. URL: https://www.mpg.de/7426172/W001_Viewpoint_014-018.pdf. (дата обращения: 10.02.2020).
  15. Gal­i­son P. Trad­ing zone. Coor­di­nat­ing action and belief // The Sci­ence Stud­ies Read­er / Ed. by M. Bia­gi­oli. N.Y.: Rout­ledge, 1999. P. 137–160.
  16. Gard­ner H. Art­ful Scrib­bles: The Sig­nif­i­cance of Children’s Draw­ings. N.Y.: Bavi Books. 1980. 280 p.
  17. Haynes R. From alche­my to arti­fi­cial intel­li­gence: stereo­types of the sci­en­tist in West­ern lit­er­a­ture // Pub­lic Under­stand­ing of Sci­ence. 2003. Vol. 12. No. 3. P. 243–253.
  18. Hob­s­bawm E. J. The Age of Extremes: A His­to­ry of the World, 1914–1991. N.Y.: Pan­theon, 1994. 627 p.
  19. Larsen K. Par­ti­cle Pan­ic!: How Pop­u­lar Media and Pop­u­lar­ized Sci­ence Feed Pub­lic Fears of Par­ti­cle Accel­er­a­tor Exper­i­ments. Cham: Springer, 2019. 194 p.
  20. Llorente C., Revuelta G., Car­rió M., Por­ta M. Sci­en­tists’ opin­ions and atti­tudes towards cit­i­zens’ under­stand­ing of sci­ence and their role in pub­lic engage­ment activ­i­ties // PLoS One. 2019. Vol. 14. No. 11: e0224262, doi:10.1371/journal.pone.0224262 pmid:31721768.
  21. Maslanov E. Uni­ver­si­ties as social back­ground in ‘trad­ing zone’ cre­ation // Phi­los­o­phy of the Social Sci­ences. 2019. Vol. 49. No. 6. P. 493–509.
  22. Mead M., Métraux R. Image of the sci­en­tist among high-school stu­dents: a pilot study // Sci­ence. 1957. Vol. 126. No. 3270. P. 384–390, doi: 10.1126/science.126.3270.384.
  23. Schibeci R. A. Images of sci­ence and sci­en­tists and sci­ence edu­ca­tion // Sci­ence Edu­ca­tion. 1986. Vol. 70. No. 2. P. 139–149.
  24. Shibarshi­na S. V., Maslanov E. V. Sci­ence com­mu­ni­ca­tion in the Sovi­et Union: sci­ence as voca­tion and pro­fes­sion // Social Epis­te­mol­o­gy. 2020. Vol. 34. No. 2. P. 174–183.
  25. Ward A. Magi­cian in a white coat // Sci­ence Activ­i­ties. 1977. Vol. 14. No. 1. P. 6–9.
  26. White­legg E., Carr J., Hol­li­man R. Using Cre­ative Media Lit­er­a­cy Skills to Raise Aspi­ra­tions in STEM. Mil­ton Keynes: The Open Uni­ver­si­ty, 2013. 38 p.
  27. Zaelz­er C. The val­ue in sci­ence-art part­ner­ships for sci­ence edu­ca­tion and sci­ence com­mu­ni­ca­tion // eNeu­ro. 2020. Vol. 7. No 4, publ. online 2 July, doi: 10.1523/ENEURO.0238–20.2020. URL: https://www.eneuro.org/content/7/4/ENEURO.0238–20.2020 (дата обращения: 12.10.2020)

Комментарии запрещены.