Дистопия в мемах или мемы в дистопии? Размышления о цифровой культуре

Пеннер Регина Владимировна
Южно-Уральский государственный университет

Онтологическое измерение языка Dig­i­tal эпохи

Аннотация. Статья продолжает размышления о плане репрезентации антиутопии в мемах. В статье предлагается обратиться к мемам не только с позиции плана выражения. Мемы рассматриваются как составная часть цифровой реальности и культуры. Через обращение к работам медиаисследователей, а точнее Н. Коулдри и А. Хеппа с концепцией «медиатизации» и Й. ван Дийк с концептом «con­nec­ti­ca­tion», обосновывается идея о том, что медиа (прежде всего – цифровые медиа) не являются более безучастными проводниками информации. Наоборот, посредством алгоритмов, что получены на основе обработки больших данных информации, они оказываются способными корректировать и регулировать жизнь человека и общества. Это побуждает задаться вопросами о возможности того, не обернулась ли цифровая реальность проектом реализовавшейся дистопии, и взглянуть на мемы как вариант выражения свободы пользователя-ми сети

Ключевые слова: мем, цифровой продукт, дистопия, цифровая культура, цифровая реальность, медиатизация, связь, подключение

DOI: 10.32326/2618–9267–2022–5–1–49–56

Список литературы:

  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
  2. Горюнова О. Цифровой субъект: абстракции данных, поэтика идеализации и эстетика признания (теоретический семинар) // Институт философии РАН, 20 мая 2021. URL: https://iphras.ru/20_05_2021.htm (дата обращения: 09.02.2022).
  3. Лемпий А. О. Я сам и мой гаджет: к вопросу о влиянии персональной техники на идентичность личности // Идеи: Философское списание. 2014. № 2. С. 24–29.
  4. Ним Е. (Не)социальное конструирование реальности в эпоху медиатизации // Социологическое обозрение. 2017. №3. С. 409–427.
  5. Couldry N., Hepp A. The Medi­at­ed Con­struc­tion of Real­i­ty. Cam­bridge: Poli­ty Press, 2016. 256 p.
  6. Gori­uno­va O. The Dig­i­tal Sub­ject: Peo­ple as Data as Per­sons. The­o­ry, Cul­ture and Soci­ety. 2019. Vol. 36. No. 6. P. 125–145. doi:10.1177/0263276419840409.
  7. Gros­man L. Inside Facebook’s plan to wire the world // Time Mag­a­zine, Decem­ber 15, 2014. URL: http://time.com/facebook-world-plan (дата обращения: 09.02.2022).
  8. Segev E., Nis­senbaum A., Stolero N., Shif­man L. Fam­i­lies and net­works of Inter­net memes: The rela­tion­ship between cohe­sive­ness, unique­ness, and quid­di­ty con­crete­ness // Jour­nal of Com­put­er-Medi­at­ed Com­mu­ni­ca­tion. 2015. Vol. 20. No. 4. P. 417–433. doi:10.1111/jcc4.12120.
  9. van Dijck J. The Cul­ture of Con­nec­tiv­i­ty: A Crit­i­cal His­to­ry of Social Media. N. Y.: Oxford Uni­ver­si­ty Press, 2013. 240 p.
  10. van Dijck J. After con­nec­tiv­i­ty: The era of con­nec­ti­ca­tion // Social Media and Soci­ety. 2015. Publ. online April 2015. https://doi.org/10.1177/2056305115578873.

Комментарии запрещены.