Интернет-мем как способ репрезентации реальности: между антиутопией и мифом

Артамонов Денис Сергеевич
Саратовский национальный исследовательский государственный университет

Интернет-мем как способ репрезентации реальности: между антиутопией и мифом

Аннотация.Статья посвящена рассмотрению феномена интернет-мема в контексте мифологизации представлений о реальности. Автор фоку-сируется на интернет-мемах антиутопического содержания и делает вывод, что анти-утопия в них является одним из объектов репрезентации окружающей человека дей-ствительности. Интернет-мем рассматривается как коммуникационный феномен цифровой культуры, имеющий сложносоставную структуру и отражающий взгляды интернет-пользователей на повестку дня, их мировоззрение, социальную и политическую систему общества. В статье разграничивается понимание мема, восходящее к идеям эволюционной биологии и теории разума, разрабатывавшееся в рамках так называемого меметического подхода, и его определение как медиамема и интернет-мема. Оставаясь на позициях медийного и коммуникационного толкования интернет-мема, автор прослеживает связь между метафорой и мифом, представленной в нем. Метафоричность интернет-мема объясняет его мифологическую природу. Метафорические конструкции служат способом коди-рования мифов в интернет-мемах, в результате чего они мифологизируют содержащееся в них сообщение. Включение в интернет-мемы антиутопических образов массо-вой культуры неизбежно приводит к их мифологизации. Тема антиутопий возникает в интернет-мемах как реакция на негативные стороны повседневной реальности, либо как выражение отношения пользователей к жанру в целом или конкретным произведениям, что свидетельствует о популярности антиутопических образов среди пользователей. Через них интернет-пользователи выражают свое критическое отношение к действительности в коммуникационных со-общениях визуально-текстового цифрового формата.

Ключевые слова: интернет-мем, антиутопия, миф, метафора, цифровая культура, просьюмеризм, репрезентация реальности

DOI: 10.32326/2618–9267–2022–5–1–14–21

Информация об источниках финансирования исследования

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20–011-00297 «Мифологизация времени в современной медийной среде: риски трансформации, стратегии конструирования, дискурсивные практики».

Список литературы:

  1. Анкерсмит Ф. Р. История и тропология: взлет и падение метафоры. Москва: Прогресс-Традиция, 2003. 489 с.
  2. Виловатых А. В. Меметика как инструмент современного информационного противоборства // Проблемы национальной стратегии. 2018. № 5(50). С. 141–154.
  3. Лотман Ю. М. Семиосфера. Санкт-Петербург: Искусство-СПб. 2010. 704 с.
  4. Стоянова Е. От ритуала и мифа к метафоре // Вестник РУДН, серия Русский и иностранный языки и методика их преподавания. 2008. № 4. С. 27–36.
  5. Шомова С. А. «Война мемов»: новые повороты информационного противостояния // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 5. С. 250–269. doi: 0.14515/monitoring.2019.5.12
  6. Bay­erl P., Stoynov L. Revenge by pho­to­shop: Meme­fy­ing police acts in the pub­lic dia­logue about injus­tice // New Media & Soci­ety. 2016. Vol. 18. No. 6. Р. 1006–1026. doi:10.1177/1461444814554747
  7. Davi­son P. The lan­guage of Inter­net memes // The Social Media Read­er / ed. by. M. Mandiberg. N. Y.; L.: New York Uni­ver­si­ty Press, 2012. P. 120–134.
  8. Gam­bara­to R., Kome­su F. What are you laugh­ing at? For­mer Brazil­ian pres­i­dent Dil­ma Rousseff’s Inter­net memes across spread­able media con­texts // Jour­nal of Cre­ative Com­mu­ni­ca­tions. 2018. Vol. 13. No. 2. P. 85–103. doi:10.1177/0973258618761405
  9. Johann M., Bülov L. One does not sim­ply cre­ate a meme: Con­di­tions for the dif­fu­sion of Inter­net memes // Inter­na­tion­al Jour­nal of Com­mu­ni­ca­tion. 2019. Vol. 13. P. 1720–1742.
  10. Mil­ner R. M. Pop polyvo­cal­i­ty: Inter­net memes, pub­lic par­tic­i­pa­tion, and the Occu­py Wall Street Move­ment // Inter­na­tion­al Jour­nal of Com­mu­ni­ca­tion. 2013. No. 7. P. 2357–2390.
  11. Pia­ta A. When metaphor becomes a joke: Metaphor jour­neys from polit­i­cal ads to inter­net memes // Jour­nal of Prag­mat­ics. 2016. Vol. 106. P. 39–56. https://doi:10.1016/j.pragma.2016.10.003
  12. Shif­man L. Memes in Dig­i­tal Cul­ture. Mass­a­chu­setts: MIT Press, 2014. 200 p.
  13. Wig­gins B. E., Bow­ers B. G. Memes as genre: a struc­tura­tional analy­sis of the memescape // New Media & Soci­ety. 2014. Vol. 17. No. 11. P. 1886–1906. Doi:10.1177/1461444814535194
  14. Yus F. Incon­gruity-res­o­lu­tion humor­ous strate­gies in image macro memes // Inter­net Prag­mat­ics. 2021. Vol. 4. No. 1. P. 131–149. doi: 10.1075/ip.00058.yus

Комментарии запрещены.