Артамонов Денис Сергеевич
Саратовский национальный исследовательский государственный университет
Интернет-мем как способ репрезентации реальности: между антиутопией и мифом
Аннотация.Статья посвящена рассмотрению феномена интернет-мема в контексте мифологизации представлений о реальности. Автор фоку-сируется на интернет-мемах антиутопического содержания и делает вывод, что анти-утопия в них является одним из объектов репрезентации окружающей человека дей-ствительности. Интернет-мем рассматривается как коммуникационный феномен цифровой культуры, имеющий сложносоставную структуру и отражающий взгляды интернет-пользователей на повестку дня, их мировоззрение, социальную и политическую систему общества. В статье разграничивается понимание мема, восходящее к идеям эволюционной биологии и теории разума, разрабатывавшееся в рамках так называемого меметического подхода, и его определение как медиамема и интернет-мема. Оставаясь на позициях медийного и коммуникационного толкования интернет-мема, автор прослеживает связь между метафорой и мифом, представленной в нем. Метафоричность интернет-мема объясняет его мифологическую природу. Метафорические конструкции служат способом коди-рования мифов в интернет-мемах, в результате чего они мифологизируют содержащееся в них сообщение. Включение в интернет-мемы антиутопических образов массо-вой культуры неизбежно приводит к их мифологизации. Тема антиутопий возникает в интернет-мемах как реакция на негативные стороны повседневной реальности, либо как выражение отношения пользователей к жанру в целом или конкретным произведениям, что свидетельствует о популярности антиутопических образов среди пользователей. Через них интернет-пользователи выражают свое критическое отношение к действительности в коммуникационных со-общениях визуально-текстового цифрового формата.
Ключевые слова: интернет-мем, антиутопия, миф, метафора, цифровая культура, просьюмеризм, репрезентация реальности
DOI: 10.32326/2618–9267–2022–5–1–14–21
Информация об источниках финансирования исследования
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20–011-00297 «Мифологизация времени в современной медийной среде: риски трансформации, стратегии конструирования, дискурсивные практики».
Список литературы:
- Анкерсмит Ф. Р. История и тропология: взлет и падение метафоры. Москва: Прогресс-Традиция, 2003. 489 с.
- Виловатых А. В. Меметика как инструмент современного информационного противоборства // Проблемы национальной стратегии. 2018. № 5(50). С. 141–154.
- Лотман Ю. М. Семиосфера. Санкт-Петербург: Искусство-СПб. 2010. 704 с.
- Стоянова Е. От ритуала и мифа к метафоре // Вестник РУДН, серия Русский и иностранный языки и методика их преподавания. 2008. № 4. С. 27–36.
- Шомова С. А. «Война мемов»: новые повороты информационного противостояния // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 5. С. 250–269. doi: 0.14515/monitoring.2019.5.12
- Bayerl P., Stoynov L. Revenge by photoshop: Memefying police acts in the public dialogue about injustice // New Media & Society. 2016. Vol. 18. No. 6. Р. 1006–1026. doi:10.1177/1461444814554747
- Davison P. The language of Internet memes // The Social Media Reader / ed. by. M. Mandiberg. N. Y.; L.: New York University Press, 2012. P. 120–134.
- Gambarato R., Komesu F. What are you laughing at? Former Brazilian president Dilma Rousseff’s Internet memes across spreadable media contexts // Journal of Creative Communications. 2018. Vol. 13. No. 2. P. 85–103. doi:10.1177/0973258618761405
- Johann M., Bülov L. One does not simply create a meme: Conditions for the diffusion of Internet memes // International Journal of Communication. 2019. Vol. 13. P. 1720–1742.
- Milner R. M. Pop polyvocality: Internet memes, public participation, and the Occupy Wall Street Movement // International Journal of Communication. 2013. No. 7. P. 2357–2390.
- Piata A. When metaphor becomes a joke: Metaphor journeys from political ads to internet memes // Journal of Pragmatics. 2016. Vol. 106. P. 39–56. https://doi:10.1016/j.pragma.2016.10.003
- Shifman L. Memes in Digital Culture. Massachusetts: MIT Press, 2014. 200 p.
- Wiggins B. E., Bowers B. G. Memes as genre: a structurational analysis of the memescape // New Media & Society. 2014. Vol. 17. No. 11. P. 1886–1906. Doi:10.1177/1461444814535194
- Yus F. Incongruity-resolution humorous strategies in image macro memes // Internet Pragmatics. 2021. Vol. 4. No. 1. P. 131–149. doi: 10.1075/ip.00058.yus