Парилов Олег Викторович
Приволжский филиал
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
Собко Руслан Васильевич
Нижегородская духовная семинария
Естественная теология – мост
через зияющую бездну между Богом и миром, верой и разумом
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы доказательства бытия Божия, представляет собой критический отзыв, в рамках панельной дискуссии, на статью Юрия Константиновича Волкова «Доказательство бытия Бога: неосуществленный проект союза веры и разума». Посредством методов: герменевтического, аналитического, синтетического, восхождения от абстрактного к конкретному, обобщения, индукции, аналогии обосновывается идея: конфликт между разумом и верой – искусственная проблема, созданная участниками сциентистской риторики, а сам спор о бытии Божием – попытка ответить на общие вопросы философии при помощи античного богословского инструментария. История мировой мысли продемонстрировала бесперспективность попыток обосновать бытие Бога средствами рационального дискурса. Человеку традиции, вне зависимости от географической, культурной локации, дано было непосредственное созерцание Божества и священных Предметов, следовательно, он не нуждался в рациональном и эмпирическом обосновании бытия Бога. Данная потребность – сюжет эпохи модерна, установки которой формируются еще в античности и средневековье, когда рационализм начинает постепенно вытеснять живую веру и созерцание, порождает скепсис и, как следствие, – желание подводить под веру фундамент позитивного знания. Модерн, сосредоточившись на обустройстве эмпирии, воздвигает непроницаемую стену между сакральным и профанным мирами. Выпустив из поля зрения священный Предмет, человек модерна активизирует заведомо бесплодные поиски Бога в собственном уме. Зияющую бездну между Богом и миром преодолевает рационально-философскими средствами естественное богословие, которое утверждает и познает Бога без цели доказывания Его бытия, опосредованно постигает премудрость Творца через исследование сложного и гармоничного сотворенного Им мироздания. Между тем, корни этой проблемы кроются в формулах античной философии, проблемах физики и метафизики, а также в создании концепции «бога философов» – умозрительной теоретической модели для решения основных вопросов философии.
Ключевые слова:доказательства бытия Божия, теодицея, рационализм, идеализм
DOI: 10.32326/2618–9267-2022–5-2–19-27
Список литературы:
- Афанасий Великий, свт. Слово против язычников // Афанасий Великий, свт. Творения: в 4 т. Т. 1. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря, 1994. 478 с.
- Бэкон Ф. Новая Атлантида // Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1978. 576 с.
- Каллист (Уэр), митр. Диоклийский. Через творение к Творцу. М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1998. 31 с.
- Ньютон И. Оптика или Трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света. М.: Книга по Требованию, 2013. 370 с.
- Парилов О.В. О русской национальной идее, национализме и русофобии // Русский универсум в условиях глобализации / под ред. С.В. Напалкова. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ; Фонд «Русский мир», 2016. С. 229–236.
- Парилов О.В., Собко Р.В. Концепция духовной мудрости Иоахима Флорского и ее связь с русской христианской гносеологией // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2018. Т. 1. № 2. С. 160–170.
- Собко Р.В. Глаголы творения в еврейском языке: спецификация смыслового поля // Труды Нижегородской Духовной семинарии. 2019. № 17. С. 23–33.
- Тертуллиан. О Плоти Христа // Тертуллиан. Избранные сочинения / пер., сост. А.А. Cтоляров. М.: «Прогресс», «Культура», 1994. 448 с.
- Тертуллиан. Против Маркиона / пер. с лат. А.Р. Фокина // Философия религии: Альманах. М.: Наука, 2007. 497 с.
- Davies B. The Thought of Thomas Aquinas. Oxford: Clarendon Press, 2004. 408 p.
- Swinburne R. The Existence of God. Oxford: Clarendon Press, 2004. 363 р.