Царствие Божье внутри нас как доказательство существования Бога: три смерти души в учении Мейстера Экхарта

Воробьев Дмитрий Валерьевич 
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Царствие Божье внутри нас как доказательство существования Бога:
три смерти души в учении Мейстера Экхарта 

Аннотация. Рассматриваемое в данной статье доказательство существования Бога не подпадает ни под одну из известных нам категорий рационального доказательства Его бытия (ни под одну их пяти категорий Фомы Аквината, ни под одну из трех категорий в классификации Канта). Смысл этого доказательства сводится к постижению Бога и, как следствие этого, к признанию Его существования в процессе религиозного озарения, в ходе простой и прямой интуиции. Постижение Бога, согласно Экхарту, сводится к признанию постигающей душой наличия Царствия Божьего. Религиозно-мистическое постижение Бога душой сводится, следовательно, к ее мистическому озарению-переживанию, в результате которого душа понимает, что Царствие Божье существует. И не просто где-то, а в ней же самой. Чтобы достичь Царство Божье, душа должна пройти три этапа. Или, как говорит сам Экхарт, должна быть уничтожена трижды: как тварь, как самость, как Бог (как Божья природа). Должна стать тройным ничто. Она есть ничто для всего, что суть тварно, поскольку (в ходе первой смерти своей) уже совлекло с себя свою тварную сущность. Она есть ничто для всего, что является чем-то, поскольку уже потеряла различие и прекратила быть чем-то (в ходе второй своей смерти). Наконец, умирая своей третьей (высшей) смертью, душа понимает, что Царствие Божие – это и есть она же сама.

Ключевые слова: доказательство бытия Бога, религиозное откровение, Царство Божье, интуитивное прозрение, религиозно-мистическое доказательство, интуиция, Бог-Отец, Бог-Сын

DOI: 10.32326/2618–9267-2022–5-2–28-36

Список литературы:

  1. Афанасий Александрийский. Избранные произведения. М.: Храм святых Космы и Дамиана на Маросейке, 2006. 176 с.
  2. Булгаков С. Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. СПб.: «Издательство Олега Обышко», 2008. 640 с.
  3. Воробьев Д. В. Учение св. Максима Исповедника в пространстве религиозной культуры Востока и Запада: монография. Н. Новгород: Мининский университет, 2018. 135 с.
  4. Генрих Сузо. Книга истины. Книга любви. СПб.: Алетейя, 2003. 174 с.
  5. Иоханн Таулер. Царство Божие внутри нас. СПб.: РХГИ, 2000. 288 с.
  6. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. Киев: Общество любителей православной литературы, 2005. 613 с.
  7. Лосский В. Н. Боговидение. М.: АСТ, 2003. 759 с.
  8. Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. СПб.: Амфора, 2008. 256 с.
  9. Мейстер Экхарт. Трактаты. Проповеди. М.: Наука, 2010. 438 с. Федоров, 2001 –
  10. Федоров А. А. Европейская мистическая традиция и русская философская мысль. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. 232 с.
  11. Флоровский Г. Восточные Отцы Церкви. М.: АСТ, 2003. 637 с.
  12. Seraphim Sobolev. A new Teach­ing about Sophia the Wis­dom of God. Jor­danville, New York (USA): Holy Trin­i­ty Monast, 1993. 527 p.
  13. Sev­en Ecu­meni­cal Coun­cils. Jor­danville, New York (USA): Holy Trin­i­ty Monastery, 1968. 144 p.

Комментарии запрещены.