Институт науки и популяризация научного знания

Масланов Евгений Валерьевич
Институт философии РАН

Институт науки и популяризация научного знания

Аннотация. Статья посвящена анализу влияния науки как социального института на жизнь общества и особенностям популяризации научного знания на современном этапе общественного развития. На основе применения методов социальной эпистемологии показаны различные роли социального института науки. Она формирует специфическое новоевропейское понимание мира и процессов его исследования. Для нее исследование окружающего мира позволяет выявить реальные закономерности его устройства. Наука оказывает сильное влияние на системы образования и общественные ценности. Освоение научного знания связано с формированием двух наборов ценностей. Частично они противоречат друг другу. Один из них ориентирует обучающегося на интеллектуальное смирение и скромность, отвечая за важность освоения уже имеющегося научного знания. Другой нацелен на формирование ценностей критического мышления и научной смелости. Этот набор ценностей связан с процессом выдвижения смелых гипотез. В настоящее время появляется все больше течений, ставящих под сомнение современные научные знания и роль ученых в процессе их получения. Во многом это связано с особенностями социальной роли науки. В ней важную роль играют черты, характерные для «открытого общества» – критика мифов и традиций, готовность выдвигать новые решения, способность трансформироваться под влиянием обстоятельств. При этом сами ученые рассматривают себя как особую привилегированную группу, обладающую научным «призванием». Наука «расколдовывала» природный и социальный мир, но теперь сама подверглась процедуре «расколдовывания». Отдельные общественные группы больше не верят в миф об особом «призвании» ученых. В этом случае особую роль приобретают проекты, направленные на популяризацию научного знания. Они могут выступать площадками для диалога между представителями групп как верящих в научное «призвание», так и сомневающихся в его наличии.

Ключевые слова: наука, открытое общество, научные ценности, популяризация науки, система образования

DOI: 10.32326/2618–9267-2022–5-4–33-51

Список литературы:

  1. Ахутин А. В. История принципов физического эксперимента (от античности до XVII в.). М.: Наука, 1976. 292 с.
  2. Ахутин А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура»). М.: Наука, 1988. 208 с.
  3. Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем. М.И. Левина, А.Ф. Филиппова, П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
  4. Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 528 с.
  5. Дорожкин А. М. Проблемы построения и типологии зон обмена // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 54. № 4. С. 20–29.
  6. Иванов М. Г. Как понимать квантовую механику. М. – Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика»; Институт компьютерных исследований, 2015. 552 с.
  7. Касавин И. Т. Интерактивные зоны: к предыстории научной лаборатории // Вестник Российской академии наук. Т. 84. 2014. № 12. С. 1098–1106.
  8. Касавин И. Т. Наука – гуманистический проект. М.: Весь мир, 2020. 496 с.
  9. Кун Т. Структура научных революций / пер. с англ. И.З. Налетова. М.: Прогресс, 1977. 300 с.
  10. Латур Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества / пер. с англ. К. Федоровой. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. 414 с.
  11. Льоцци М. История физики / пер. с итал. Э.Л. Бурштейна. М.: Издательство «Мир», 1970. 464 с.
  12. Панченко А. И. Физическая реальность: трансцендентальная физика или экспериментальная метафизика // Философский журнал. 2008. № 1. С. 68–76.
  13. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1. Чары Платона / пер. с англ. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. 448 с.
  14. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.2. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы / пер. с англ. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. 528 с.
  15. Поппер К. Р. Предположения и опровержения: Рост научного знания / пер. с англ. А.Л. Никифорова, Г.А. Новичковой. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПЛ «Ермак», 2004. 638 с.
  16. Фейерабенд П. Наука в свободном обществе / пер. А.Л. Никифорова. М.: АСТ: АСТ Москва, 2010. 378 с.
  17. Филатова А. А. «Порочные умы»: эпистемология пороков и риторика борьбы с антиинтеллектуализмом // Эпистемология и философия науки. 2021. Т. 58. № 4. С. 127–141.
  18. Фуллер С. Постправда: знание как борьба за власть / пер. с англ. Д. Кралечкина. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2021. 368 с.
  19. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. Развитие идей от первоначальных понятий до теории относительности и квантов / пер. с англ. С.Г. Суворова. М.: Наука, 1965. 327 с.
  20. The Cam­bridge His­to­ry of Sci­ence. Vol. 1. Ancient Sci­ence / ed. by A. Jones, L. Taub. Cam­bridge, UK: Cam­bridge Uni­ver­si­ty Press, 2018. 642 p.
  21. Collins R. The Soci­ol­o­gy of Philoso­phies: A Glob­al The­o­ry of Intel­lec­tu­al Change. Belk­nap: Har­vard Uni­ver­si­ty Press, 1998. 1098 p.
  22. Lap­s­ley D., Chalon­er D. Post-truth and sci­ence iden­ti­ty: A virtue-based approach to sci­ence edu­ca­tion // Edu­ca­tion­al Psy­chol­o­gist. 2020. Vol. 55. No. 3. P. 132–143.
  23. Merkley E. Anti-Intel­lec­tu­al­ism, Pop­ulism, and Moti­vat­ed Resis­tance to Expert Con­sen­sus // Pub­lic Opin­ion Quar­ter­ly. 2020. Vol. 84. No. 1. P.24–48.
  24. Mén­dez M. P. An Epis­temic Prob­lem for Epis­toc­ra­cy // Social Epis­te­mol­o­gy. 2022. Vol. 36. No. 2. P. 153–166.
  25. Pritchard D. Epis­temic virtue and the epis­te­mol­o­gy of edu­ca­tion // Jour­nal of Phi­los­o­phy of Edu­ca­tion. 2013. Vol. 47. No. 2. P. 236–247.

Комментарии запрещены.