Коронавирус в контексте российской повседневности. Опыт фокус-групповых бесед

Бараш Раиса Эдуардовна
Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН

Коронавирус в контексте российской повседневности. Опыт фокус-групповых бесед

Аннотация. Обращаясь к данным социологических исследований, реализованных методом фокус-групповых бесед в трех российских регионах (в Республике Башкортостан, в Вологодской области и в городе Москва), автор исследует влияние пандемии коронавируса 2019–2021 гг. на восприятие россиянами актуальной ситуации в стране, общественную консолидацию и востребованность в качестве объединяющего ресурса социальных медиа. Автор резюмирует, что пандемия не только показала низкий уровень консолидации российского общества, но и усилила его разобщенность, подтвердив, что за ближним кругом семьи, друзей и отдельных единомышленников россияне разрознены. Несмотря на интенсивное использование россиянами социальных медиа в период пандемии, цифровая коммуникация в России сегодня востребована преимущественно молодежью, принципиально избегающей телевизионного контента. Постоянно обращаясь к новостному и аналитическому контенту интернет-медиа, российская молодежь, однако, с большой осторожностью и даже с недоверием относится к любой информации СМИ, получаемой как из цифровых, так и из традиционных новостных источников.

Ключевые слова: пандемия, COVID-19, социальная консолидация, социальные медиа, фокус-группы

DOI: 10.32326/2618–9267-2022–5-4–109-139

Информация о финансировании исследования

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 20–18-00505) в Федеральном научно-исследовательском социологическом центре Российской академии наук.

Список литературы:

  1. Вошева Н.А., Камынина Н.Н., Короткова Е.О., Вошев Д.В. Сравнительный анализ отношения населения к вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19 в зарубежных странах и в России // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Т. 29. № 2. С. 220–226. DOI: 10.32687/0869–866X-2021–29-2–220-226.
  2. Емельянова Е.К., Горошко Н.В., Пацала С.В. Ковидный нигилизм в условиях борьбы с пандемией COVID-19 // Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание]. 2022. Т. 68. № 1. DOI: 10.21045/2071–5021-2022–68-1–1.
  3. Информационно-аналитический бюллетень (ИНАБ) // Российское общество в условиях пандемии: год спустя (опыт социологической диагностики). 2021. № 2. URL: https://www.fnisc.ru/publ.html?id=9922 DOI : 10.19181/INAB.2021.2 (дата обращения: 21.11.2022).
  4. Кирзюк А.А. «У меня нет страха»: ковид-диссиденты в поисках агентности и правды // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 2. С. 484–509. DOI: 10.14515/monitoring.2021.2.1776.
  5. Мосолов С.Н. Проблемы психического здоровья в условиях пандемии COVID-19 // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2020. Т. 120. № 5. C. 7–15. DOI: 10.17116/jnevro20201200517.
  6. Первичко Е.И., Митина О.В., Степанова О.Б., Конюховская Ю.Е., Дорохов Е.А. Восприятие COVID-19 населением России в условиях пандемии 2020 года // Вызовы пандемии COVID-19: психическое здоровье, дистанционное образование, интернет-безопасность. Т. 1 / ред. В.В. Рубцов и др. М.: Изд-во ГБОУ ВПО МГППУ, 2020. С. 71–99. URL: https://istina.ips.ac.ru/publications/article/329394000 (дата обращения: 21.11.2022).
  7. Рязанцев С.В., Храмова М.Н., Смирнов А.В. Социально-демографические аспекты вакцинации населения России в контексте пандемии COVID-19 // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Т. 29. № 5. С. 1047–1056. DOI: 10.32687/0869–866X-2021–29-5–1047-1056.
  8. Социология пандемии. Проект коронаФОМ. М.: Институт Фонда Общественное Мнение (инФОМ), 2021. 319 с.
  9. Berg­eron A., Perkins R. Psy­cho­log­i­cal and Soci­o­log­i­cal Effects // Prin­ci­ples in Nurs­ing Prac­tice in the Era of COVID-19 / ed. by Berg­eron A., Perkins R., Inge­bret­son E., Holifield L. Dor­drecht: Springer, 2022. P. 171–181. DOI: 10.1007/978–3-030–94740-8_10.
  10. Berre­by D. Us & Them: the Sci­ence of Iden­ti­ty. Chica­go: Uni­ver­si­ty of Chica­go Press, 2005. 396 p.
  11. Berro­cal M., Kran­ert M., Attoli­no P., Gar­cía S. S., Henaku N., Kof­fi A.-D. L. K., Marziani C., Mažeikienė V., Pérez D. O., Rajan­dran K., Sala­murovic A. Con­struct­ing Col­lec­tive Iden­ti­ties and Sol­i­dar­i­ty in Pre­miers’ Ear­ly Speech­es on COVID-19: a Glob­al Per­spec­tive // Human­i­ties and Social Sci­ences Com­mu­ni­ca­tions. 2021. Vol 8. No. 128. DOI: 10.1057/s41599-021–00805-x.
  12. Betsch C. How Behav­iour­al Sci­ence Data Helps Mit­i­gate the COVID-19 Cri­sis // Nature Human Behav­iour. 2020. Vol. 4. No. 438. DOI: 10.1038/s41562-020‑0866-1.
  13. Bieber F. Glob­al Nation­al­ism in Times of the COVID-19 Pan­dem­ic // Nation­al­i­ties Papers. 2020. Vol. 50. No. 1. P. 13–25. DOI: 10.1017/nps.2020.35.
  14. Boguslavsky D.V., Sharo­va N.P., Sharov K.S. Pub­lic Pol­i­cy Mea­sures to Increase Anti-SARS-CoV-2 Vac­ci­na­tion Rate in Rus­sia // Inter­na­tion­al Jour­nal of Envi­ron­men­tal Research and Pub­lic Health. 2022. Vol. 19. No. 6. DOI: 10.3390/ijerph19063387.
  15. Dry­hurst S., Schnei­der C. R., Kerr J., Free­man A. L. J., Rec­chia G., van der Bles A. M., Spiegel­hal­ter D., van der Lin­den S. Risk Per­cep­tions of COVID-19 around the World // Jour­nal of Risk Research. 2020. No. 23. P. 994‑1006. DOI: 10.1080/13669877.2020.1758193.
  16. El-Far Car­do A., Kraus T., Kai­fie A. Fac­tors That Shape People’s Atti­tudes towards the COVID-19 Pan­dem­ic in Ger­many – The Influ­ence of MEDIA, Pol­i­tics and Per­son­al Char­ac­ter­is­tics // Inter­na­tion­al Jour­nal of Envi­ron­men­tal Research and Pub­lic Health. 2021. Vol. 18. No. 15. DOI: 10.3390/ijerph18157772.
  17. Glöck­n­er A., Dor­rough A.R., Win­gen T., Dohle S. The Per­cep­tion of Infec­tion Risks dur­ing the Ear­ly and Lat­er Out­break of COVID-19 in Ger­many: Con­se­quences and Rec­om­men­da­tions // PsyArX­iv. 2020. May 14. DOI: 10.31234/osf.io/wdbgc
  18. Gordil­lo Mon­taño M., Boned Tor­res S., Rodriguez L. Psy­cho-COVID // Euro­pean Psy­chi­a­try. 2022. Vol. 65. No. 3. P. 529–530. DOI: 10.1192/j.eurpsy.2022.1353
  19. Gre­co E. COVID-19 and Safe­ty on the Job: a Per­spec­tive from Soci­ol­o­gy of Health // Riv­ista Trimes­trale Di Scien­za Dell Ammin­is­trazione. 2021. Vol. 19. No. 3. DOI: 10.32049/RTSA.2021.3.06
  20. Kim K. COVID-19 and the Stranger: A Study in Phe­nom­e­no­log­i­cal Soci­ol­o­gy // Kore­an Jour­nal of Social The­o­ry. 2021. Vol. 59. P. 1–32. DOI: 10.37245/kjst.2021.05.59.1.
  21. Kreps S., Prasad S., Brown­stein J. S., Hswen Y., Garibal­di B. T., Zhang B., Kriner D. L. Fac­tors Asso­ci­at­ed With US Adults’ Like­li­hood of Accept­ing COVID-19 Vac­ci­na­tion // JAMA Netw Open. 2020. Vol. 3. No. 10. DOI: 10.1001/jamanetworkopen.2020.25594
  22. Lam M. E. Unit­ed by the Glob­al COVID-19 Pan­dem­ic: Divid­ed by our Val­ues and Viral Iden­ti­ties // Human­i­ties and Social Sci­ences Com­mu­ni­ca­tions. 2021. Vol. 8. No. 31. DOI: 10.1057/s41599-020–00679-5
  23. Majid U., Wasim A., Bak­shi S., Truong J. Knowl­edge (Mis-) Con­cep­tions, Risk Per­cep­tion, and Behav­ior Change dur­ing Pan­demics: A Scop­ing Review of 149 Stud­ies // Pub­lic Under­stand­ing of Sci­ence. 2020. No. 29. P. 777–799.
  24. Mot­ta Zanin G., Gen­tile E., Parisi A. A Pre­lim­i­nary Eval­u­a­tion of the Pub­lic Risk Per­cep­tion Relat­ed to the COVID-19 Health Emer­gency in Italy // Inter­na­tion­al Jour­nal of Envi­ron­men­tal Research Pub­lic Health. 2020. Vol. 17. No. 9. P. 3024. DOI: 10.3390/ijerph17093024.
  25. Nhamo G., Chikodzi D., Kunene H.P., Mashu­la N. COVID-19 Vac­cines and Treat­ments Nation­al­ism: Chal­lenges for Low-income Coun­tries and the Attain­ment of the SDGs // Glob­al Pub­lic Health. 2020. Vol. 16. No. 3. DOI: 10.1080/17441692.2020.1860249.
  26. Oleksy T, Wnuk A, Gam­bin M, Łyś A. Dynam­ic Rela­tion­ships between Dif­fer­ent Types of Con­spir­a­cy The­o­ries about COVID-19 and Pro­tec­tive Behav­ior: A Four-Wave Pan­el Study in Poland // Social Sci­ence & Med­i­cine. 2021. Vol. 280. DOI: 10.1016/j.socscimed.2021.114028.
  27. Patil P. Impact of COVID 19 on Indi­an Soci­ety // A Soci­o­log­i­cal Per­spec­tive Arti­cle. 2021. Vol. 10. No. 2. P. 27–35.
  28. Paul K. T., Eberl J. M., Partheymüller J. Pol­i­cy-Rel­e­vant Atti­tudes Toward COVID-19 Vac­ci­na­tion: Asso­ci­a­tions with Demog­ra­phy, Health Risk, and Social and Polit­i­cal Fac­tors // Fron­tiers in Pub­lic Health. 2021. Vol. 9. DOI: 10.3389/fpubh.2021.671896.
  29. Prati­wi F. I., Tsauro A. M. COVID-19: Nation­al­ism and Glob­al Sol­i­dar­i­ties COVID-19 // Masyarakat, Kebu­dayaan dan Poli­tik. 2021. Vol. 34. No. 3. DOI: 10.20473/mkp.V34I32021.261–271.
  30. Sud­harsanan N., Favaret­ti C., Hachatu­ryan V., Bärnighausen T., Van­dor­mael A. The Effect of Fram­ing and Com­mu­ni­cat­ing COVID-19 Vac­cine Side-effect Risks on Vac­cine I0n­ten­tions for Adults in the UK and the USA: A Struc­tured Sum­ma­ry of a Study Pro­to­col for a Ran­dom­ized Con­trolled Tri­al // Tri­als. 2021 Vol. 6. No. 22(1). DOI: 10.1186/s13063-021–05484-2.
  31. Tang C. S., Wong C.-Y. An Out­break of the Severe Acute Res­pi­ra­to­ry Syn­drome: Pre­dic­tors of Health Behav­iors and Effect of Com­mu­ni­ty Pre­ven­tion Mea­sures in Hong Kong, Chi­na // Amer­i­can Jour­nal of Pub­lic Health. 2003. Vol. 93. No. 11. P. 1887–1888. DOI: 10.2105/ajph.93.11.1887 31.
  32. Wang C., Pan R., Wan X., Tan Y., Xu L., Ho C. S., Ho R. C. Imme­di­ate Psy­cho­log­i­cal Respons­es and Asso­ci­at­ed Fac­tors dur­ing the Ini­tial Stage of the 2019 Coro­n­avirus Dis­ease (COVID-19). Epi­dem­ic among the Gen­er­al Pop­u­la­tion in Chi­na // Inter­na­tion­al Jour­nal Envi­ron­men­tal Research Pub­lic Health. 2020. Vol. 17. No. 1729. URL: https://www.ncbi. nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7084952/ (дата обращения: 20.11.2022).
  33. Ward J. K., Alleaume C., Peretti-Watel P. The French Public’s Atti­tudes to a Future COVID-19 Vac­cine: The politi­ciza­tion of a Pub­lic Health Issue // Social Sci­ence & Med­i­cine. 2020. Vol. 265. DOI: 10.1016/j.socscimed.2020.113414.
  34. Xu Z., Pang J., Chi J. Through the COVID-19 to Prospect Online School Learn­ing: Voic­es of Stu­dents from Chi­na, Lebanon, and the US // Edu­ca­tion Sci­ence. 2022. Vol. 12. No. 7. DOI: 10.3390/educsci12070472.

Комментарии запрещены.