Наука и все-все-все: перераспределяя границы между искусством и знанием

Фейгельман Артем Маркович
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Наука и все-все-все: перераспределяя границы между искусством и знанием

Аннотация. Статья является ответом на реплики, последовавшие на нашу работу «Произведение сайнс-арта как пограничный объект в зонах обмена». Развивая мысль Е.В. Масланова о произведении сайнс-арта как элементе внешней инфраструктуры науки, утверждается возможность трактовки произведения искусства как «черного ящика», чье семантическое наполнение остается до конца непрозрачным как для самого автора, так и для воспринимающего его реципиента. В ответ на реплику В.В. Слюсарева высказывается мнение о том, что не всякая компьютерная игра, основанная на научной проблематике и имеющая эстетическую составляющую, является произведением искусства. Тем не менее, такая игра вполне может выполнять роль пограничного объекта между искусством и наукой. Отталкиваясь от рассуждений С.В. Шибаршиной о произведениях массовой культуры, репрезентирующей образ ученого, утверждается различие между ними и объектами сайнс-арта. Если фильмы и сериалы способны популяризировать науку среди широкой публики, то произведения сайнс-арта направлены на более глубокую рефлексию проблем, связанных с наукой и ее влиянием на человека и общество. В ответ на реплику Н.Н. Ворониной утверждается, что актуальность повестки, с которой работает художник, не влияет на подлинность его произведения. Кроме того, проводится различие между негативностью науки и искусства. Первая, стремясь к опровержению самой себя, продолжает двигаться к объективному, имеющему окончательную трактовку знанию. В то время как второе направлено на непрерывное развертывание негативности, предполагающее бесконечное количество интерпретаций.

Ключевые слова:пограничный объект, сайнс-арт, зоны обмена, философия искусства

DOI: 10.5840/dspl20203440

Информация о финансировании исследования

Данное исследование подготовлено при финансовой поддержке РНФ проект № 18–18-00238 «Негумбольтовские зоны обмена: идея и проект новой научной инфраструктуры» в Национальном исследовательском Ни-жегородском государственном университете им Н.И. Лобачевского.

Список литературы:

  1. Фейгельман А. М., Шаталов-Давыдов Д. Ю. Современный художник как медиатор в зонах обмена // Наука как общественное благо: сборник научных статей / научн. ред. И сост. Л.В. Шиповалова, И.Т. Касавина: В 7 томах. Т. 6. Москва: Изд-во «Русское общество истории и философии науки», 2020. С. 72–75.
  2. Куренной В. А. Унылая субстанция и доставляющие лулзы. «Теория Большого взрыва» и культура исследовательского университета // Логос. 2013. Т. 93. № 3. С. 75–83.
  3. Bour­gonjon J., Van­der­meer­sche G., Rut­ten K. Per­spec­tives on video games as art // CLCWeb: Com­par­a­tive Lit­er­a­ture and Cul­ture. 2017. Vol. 19. No. 4. URL: https://docs.lib.purdue.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=3024&context=clcweb (дата обращения: 01.12.2020)
  4. Ear on Hand Engi­neer­ing Inter­net Organ // Ste­larc, 2020. URL: http://stelarc.org/?catID=20242 (дата обращения: 02.12.2020)

Комментарии запрещены.