Цифровая трансформация высшей школы и феномен деантропологизации

Давыдов Игорь Александрович
МГУ имени М. В. Ломоносова

Цифровая трансформация высшей школы и феномен деантропологизации

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты цифрового перехода, интенсивно совершаемого в области высшего образования. Они затрагивают не только структурные и функциональные элементы высшей школы, но и наиболее фундаментальные стороны антропологического дискурса. Цифровая реальность либо заместит собой антропологические особенности образовательной среды, либо откроет новые возможности для реализации человека. Какая линия обеспечит наиболее гармоничное развитие личности студента? Цель статьи: экспликация базисных идей двух дискурсов, во многом определяющих концепты философской антропологии в эпоху дигитального поворота. Первый дискурс, кантовский, репрезентирует сознание через его единство и стремление от анализа феноменов к их синтезу. Второй же, представленный объектно-ориентированными онтологами, демонстрирует противоположный кантовскому пониманию сознания механизм расщепления реальности посредством регресса к дигитальной структуре. Основная идея автора заключается в том, что последний дискурс не оставляет возможностей для актуализации смыслов, которые отсутствуют в н ем a pri­ori в силу наличия нигилистической интенции не только к хайдеггерианскому онтологическому, но в том числе и по отношению к онтическому планам бытия. Продолжая традицию метафизики, в которой элиминации подлежало Бытие, понимаемое непредметно, новые онтологи формируют лакуны в дескрипции сознания, в некотором смысле откатывая назад достижения научного знания, выраженного концепциями квантовой физики и философии Канта, на которые опирается автор статьи. Аспекты элиминации субъективности из среды высшего образования в эпоху дигитального поворота показаны на примере концептов Шпитцера, Стрельниковой, преподавательской практики Старцева, Джабраилова, Хлебникова. Автор приходит к выводам о том, что антропологический дискурс единства сознания преодолевается возвращением к доминированию категории числа, математически «выверенного» нового материализма, в рамках которого осуществляется комплексная деантропологизация через привацию доступа к целостному сознанию. Привация, в свою очередь, обусловлена всем движением европейской философии по пути возрастания роли интеллекта и знания, с одной стороны, и убывания роли субъективности, с другой. Реалии же цифровой трансформации среды высшего образования являются следствием данного движения считывающего мышления.

Ключевые слова: dig­i­tal-поколение, дигитальный регресс, объектная онтология, деантропологизация, субъективность

DOI: 10.32326/2618–9267-2022–5-2–45-55

Список литературы:

  1. Буряк В. В. Цифровизация образования: dis­rup­tive tech­nolo­gies в образовании // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 9 (97). С. 21–30.
  2. Гнатышина Е. В., Саламатов А. А. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 8. С. 19–24.
  3. Денисов Д. В. От цифровой грамотности к цифровой компетентности // Педагогические и социологические аспекты образования: материалы Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2018. С. 38–41.
  4. Кант И. Сочинения. В 8-ми т. Т. 4. / под общ. ред. проф. А. В. Гулыги. М.: ЧОРО, 1994. 630 с.
  5. Стариченко Б. Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 49–58.
  6. Старцев М. В., Хлебников В. В., Джабраилов М. А. «Цифровое слабоумие» молодежи как проблема современного образования // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус», 2021. Т. 20. № 2 (48). C. 69–75.
  7. Стрельникова Л. Н. Цифровое слабоумие // Химия и жизнь ХХI век. 2014. №12. С. 44–49.
  8. Устюжанина Е. В., Евсюков С. Г. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2018. № 1 (97). С. 3–12.
  9. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления / пер. с нем. В.В. Бибихина. М.: Республика, 1993. 447 с.
  10. Хоружий С. С. Фонарь Диогена. М.: «ИНСТИТУТ СВЯТОГО ФОМЫ», 2010. 376 c.
  11. Чмыхова Е. В. Социальные риски электронного обучения в цифровом обществе // Цифровая социология. 2020. Т. 3. № 1. С. 4–11.
  12. Шпитцер М. Антимозг: цифровые технологии и мозг / пер. с нем. А.Г. Гришина. М.: АСТ, 2014. 288 с.
  13. Fish­man B., Dede C., Teach­ing and tech­nol­o­gy: New tools for new times // Hand­book of Research on Teach­ing Drew / ed. by H. Git­o­mer, C. A. Bell; 5th ed. Wash­ing­ton, DC: Amer­i­can Edu­ca­tion­al Research Asso­ci­a­tion, 2016. P. 1269–1334.
  14. Gustafson K. The impact of tech­nolo­gies on learn­ing // Plan­ning for High­er Edu­ca­tion, Soci­ety for Col­lege and Uni­ver­si­ty Plan­ning. 2004. Vol. 32. No. 2. P. 37–43.
  15. Har­man G. The Quadru­ple Object. Win­ches­ter, UK: Zero Books, 2011. 157 p.

Комментарии запрещены.