О познавательном потенциале интуиции (на примере концепций Р. Декарта, Б. Спинозы и Г. Лейбница)

Соколова Олеся Игоревна
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

О познавательном потенциале интуиции
(на примере концепций Р. Декарта, Б. Спинозы и Г. Лейбница)

Аннотация. Определение роли интуиции в процессе познания является актуальной проблемой в современной науке и философии. Научные представления об интуиции исходят из предположения о взаимодействии чувств, опыта и разума в процессе получения знания. Исследования интуиции в современной философии основываются на определении ее онтологических и гносеологических характеристик, формировании нового понимания интуиции, выявления ее места и роли в структуре познания. Одним из направлений исследования феномена интуиции в философии является историко-философское направление (Асмус В.Ф., Соколов В.В.), которое позволяет обратиться к поиску смыслов, закладываемых мыслителями прошлого в данное понятие, определить роль феномена интуиции в процессе достижения истинного знания. Использование метода сравнительно-исторического анализа позволяет обозначить периоды трактовки интуиции в общем контексте развития философских идей, определить их своеобразие в зависимости от конкретного исторического периода. Философия Нового времени заимствует у науки ее форму – аксиоматическую структуру построения теории. Утверждение о том, что аксиомы, принимаемые без доказательства, или «усмотренные умом» интуиции, должны считаться исходными, отправными точками познания, впервые формулируется Р. Декартом. Впоследствии его учение об интуиции, о видах достоверного знания получает дальнейшее развитие в виде философских систем Б. Спинозы и Г. Лейбница. Понятие интуиции, противопоставленное чувственному знанию с его случайностью, ненадежностью, знанием частностей, составляет основу достоверного, математизированного знания. Всеобщий и необходимый характер аксиом, фундаментальных оснований познания непосредственно усматривается силами разума. Вместе с тем труднейшей проблемой является определение таких безусловных оснований познания: Р. Декарт таковыми считает «врожденные идеи», Б. Спиноза – интеллектуальные интуиции, Г. Лейбниц – первоначальные способности мышления. Проведение историко-философского исследования понятия интуиции в контексте эпохи Нового времени позволяет сделать вывод о познавательном потенциале интуиции, заключающемся в дальнейшем разворачивании знания как дедуктивном следовании от первой аксиомы к истинам более «низшего порядка».

Ключевые слова: интуиция, наука, философия, познание, рационализм, Новое время, аксиома, дедукция

DOI: 10.32326/2618–9267-2022–5-2–83-96

Список литературы:

  1. Асмус В. Ф. Декарт. М.: Высш. шк., 2006. 335 с.
  2. Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике. Очерк истории: XVII – начало XX в. М.: Эдиториал УРСС, 2004. 320 с.
  3. Бахметьев А. Э. Онтогносеологические границы интуиции в структуре познания. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Казань: КФУ, 2021. 31 с.
  4. Декарт Р. Начала философии / пер. с фр. Ивановского Ф. Н., Резцовой М. В. // Декарт Р. Сочинения. СПБ.: Наука, 2006. С. 464–563.
  5. Декарт Р. Разыскание истины / пер. с фр. М. Позднева // Декарт Р. Разыскание истины. СПб.: Азбука, 2000. С. 31–62.
  6. Декарт Р. Рассуждение о методе / пер. с фр. М. Позднева // Декарт Р. Разыскание истины. СПб.: Азбука, 2000. С. 63–128.
  7. Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза / пер. с фр. М.: ПЕР СЭ, 2000. 351 с.
  8. Куликова О. Б. Эпистемологический поворот в философии Нового времени и концепт субъекта познания // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 2 (18). С. 15–22.
  9. Лейбниц Г. В. Монадология / пер. с нем. И. М. Боровского // Лейбниц Г. В. Сочинения в четырех томах: Т. 1. М.: Мысль, 1982. С. 413–429.
  10. Лейбниц Г. В. Рассуждение о метафизике / пер. с нем. И. М. Боровского // Лейбниц Г. В. Сочинения в четырех томах: Т. 1. М.: Мысль, 1982. С. 125–163.
  11. Мамардашвили М. К. Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996 г. 432 с.
  12. Рогозин С. А., Гайнутдинова Е. В. Классическая наука и промышленная революция Нового времени // Матрица научного познания. 2020. № 12–2. С. 246–250.
  13. Соколов В. В. От философии античности к философии нового времени. Субъект-объектная парадигма. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 336 с.
  14. Соколов В. В. Проблема религиозного и философского Бога в системе воззрений Декарта // Бессмертие философских идей Декарта (Материалы Международной конференции, посвященной 400-летию со дня рождения Рене Декарта). М.: ИФ РАН, 1997. С. 58–71.
  15. Спиноза Б. Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом / Спиноза Б. Сочинения. В 2-х томах: Т. 1. СПб.: Наука, 1999. С. 93–169.
  16. Фишер К. История новой философии: Рене Декарт / пер. с нем. М.: ООО Издательство АСТ, 2004. 492 с.
  17. Эпистемология сегодня. Идеи, проблемы, дискуссии: монография / под ред. чл.-корр. РАН И. Т. Касавина, Н. Н. Ворониной. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2018. 413 с.
  18. Bruner J. S. Beyond the Infor­ma­tion Giv­en: Stud­ies in the Psy­chol­o­gy of Know­ing / ed. by M. J. Anglin. N. Y.: Nor­ton & co, 1973. 502 p.
  19. Glad­well M. Blink. The Pow­er of Think­ing With­out Think­ing. N. Y.: Back Bay Books, 2017. 127 p.
  20. Hoff­man D. The Case against Real­i­ty: Why Evo­lu­tion Hid the Truth from Our Eyes. N. Y.: W. W. Nor­ton & Com­pa­ny, 2019. 272 p.
  21. Myers D. Intu­ition: Its Pow­ers and Per­ils. L.: Yale Uni­ver­si­ty Press, 2008. 336 p.
  22. Rus­sell B. A His­to­ry of West­ern Phi­los­o­phy. 2nd ed. N. Y.: Simon & Schus­ter, 1961. Repr. 1984. 895 p.

Комментарии запрещены.