«Futures literacy» или «грамотность в отношении будущего» как учебная дисциплина в современном информационном обществе

Рочняк Елена Владимировна
Горловский институт иностранных языков

«Futures lit­er­a­cy» или «грамотность в отношении будущего» как учебная дисциплина в современном информационном обществе

Аннотация. В статье рассмотрены факты внедрения в образовательную практику различных стран дисциплины «Futures lit­er­a­cy», объясняется необходимость данного нововведения, через сравнение различных определений раскрываются базовые характеристики понятия «грамотность в отношении будущего». Актуальность статьи обусловлена относительной новизной темы (ключевое понятие было введено ЮНЕСКО в 2012 г.), а также недостаточным количеством научных работ, рассматривающих данный феномен в контексте социальной философии. Целью исследования является формирование обобщенной картины о сущности понятия «futures lit­er­a­cy» и его трактовании в образовательной практике. Акцентируется, что грамотность в отношении будущего представляет собой универсальный навык осознанно встречать изменения и самому их формировать, развитие которого является необходимым условием для жизни в обществе, которое мы хотим видеть в будущем.

Ключевые слова: futures lit­er­a­cy, грамотность будущего, грамотность в отношении будущего, футурологическая грамотность, ориентация на будущее, планирование и формирование будущего, образ будущего

DOI: 10.32326/2618–9267-2022–5-2–115-124

Список литературы:

  1. Ильязова М. Д. Компетентностный подход и задачи развития современной высшей школы // Сибирский педагогический журнал. 2008. Вып. 3. С. 61–77.
  2. Федосова А. Что такое soft skills и зачем им нужно учиться на самом деле? // Академия Яндекса. 23 окт. 2019. URL: https://academy.yandex.ru/posts/chto-takoe-soft-skills-i-zachem-im-nuzhno-uchitsya-na-samom-dele (дата обращения: 17.02.2022).
  3. About // Teach the future, 2021. URL: https://www.teachthefuture.org/about (дата обращения: 25.02.2022).
  4. Bald­win B. Mid­dle School Futures Club: Seri­ous-mind­ed fun to build stu­dents’ futures lit­er­a­cy, crit­i­cal think­ing, and col­lab­o­ra­tion skills // Learn­ing futures – futures of learn­ing (21st futures con­fer­ence, 8–9 June 2021). Turku, Fin­land, 2021. P. 8–9.
  5. Futures Con­scious Cul­ture and Learn­ing // Teach the future. Uni­ver­si­ty of Turku. URL: https://www.utu.fi/en/university/turku-school-of-economics/finland-futures-research-centre/research/culture-learning (дата обращения: 27.02.2022).
  6. Geh’ mit uns auf Zukun­ft­sreise! // Die Zukun­fts­bauer. URL: https://www.diezukunftsbauer.com/konzept (дата обращения: 24.02.2022).
  7. Harari Y. N. 21 Lessons for the 21st Cen­tu­ry. L.: Jonathan Cape, 2018. 306 р.
  8. In its role as a Glob­al Lab­o­ra­to­ry of Ideas, UNESCO is pio­neer­ing a pow­er­ful change in why and how peo­ple ‘use-the-future’ // UNESCO, 2021. URL: https://en.unesco.org/futuresliteracy (дата обращения: 20.02.2022).
  9. Larsen N. Teach­ing Futures // Pub­lished in Sce­nario. Nov 3. 2021. URL: https://medium.com/copenhagen-institute-for-futures-studies/teaching-futures-with-loes-damhof-8d37e536cb06 (дата обращения: 17.02.2022).
  10. Learn­ing to envi­sion the future: the first World Sum­mit on Futures Lit­er­a­cy at UNESCO. 04.12.2020. // UNESCO. URL: https://en.unesco.org/news/learning-envision-future-first-world-summit-futures-literacy-unesco (дата обращения: 27.02.2022).
  11. Miller R. Futures lit­er­a­cy: A hybrid strate­gic sce­nario method // Futures. 2007. No. 39(4). P. 341–362.
  12. Miller R. Trans­form­ing the Future: Antic­i­pa­tion in the 21st Cen­tu­ry. N. Y.: Rout­ledge, 2018. 300 р.
  13. Poli R. Futures Lit­er­a­cy – Ideas for the 21st Cen­tu­ry Lit­er­a­cy // Learn­ing futures – futures of learn­ing (21st futures con­fer­ence, 8–9 june 2021). Turku, Fin­land, 2021. P. 6–7.
  14. Wie viel Zukun­ft steckt in Bil­dung? // Die Zukun­fts­bauer, 2019. URL: https://www.diezukunftsbauer.com/bildungsansatz (дата обращения: 24.02.2022).

Комментарии запрещены.