Рочняк Елена Владимировна
Горловский институт иностранных языков
«Futures literacy» или «грамотность в отношении будущего» как учебная дисциплина в современном информационном обществе
Аннотация. В статье рассмотрены факты внедрения в образовательную практику различных стран дисциплины «Futures literacy», объясняется необходимость данного нововведения, через сравнение различных определений раскрываются базовые характеристики понятия «грамотность в отношении будущего». Актуальность статьи обусловлена относительной новизной темы (ключевое понятие было введено ЮНЕСКО в 2012 г.), а также недостаточным количеством научных работ, рассматривающих данный феномен в контексте социальной философии. Целью исследования является формирование обобщенной картины о сущности понятия «futures literacy» и его трактовании в образовательной практике. Акцентируется, что грамотность в отношении будущего представляет собой универсальный навык осознанно встречать изменения и самому их формировать, развитие которого является необходимым условием для жизни в обществе, которое мы хотим видеть в будущем.
Ключевые слова: futures literacy, грамотность будущего, грамотность в отношении будущего, футурологическая грамотность, ориентация на будущее, планирование и формирование будущего, образ будущего
DOI: 10.32326/2618–9267-2022–5-2–115-124
Список литературы:
- Ильязова М. Д. Компетентностный подход и задачи развития современной высшей школы // Сибирский педагогический журнал. 2008. Вып. 3. С. 61–77.
- Федосова А. Что такое soft skills и зачем им нужно учиться на самом деле? // Академия Яндекса. 23 окт. 2019. URL: https://academy.yandex.ru/posts/chto-takoe-soft-skills-i-zachem-im-nuzhno-uchitsya-na-samom-dele (дата обращения: 17.02.2022).
- About // Teach the future, 2021. URL: https://www.teachthefuture.org/about (дата обращения: 25.02.2022).
- Baldwin B. Middle School Futures Club: Serious-minded fun to build students’ futures literacy, critical thinking, and collaboration skills // Learning futures – futures of learning (21st futures conference, 8–9 June 2021). Turku, Finland, 2021. P. 8–9.
- Futures Conscious Culture and Learning // Teach the future. University of Turku. URL: https://www.utu.fi/en/university/turku-school-of-economics/finland-futures-research-centre/research/culture-learning (дата обращения: 27.02.2022).
- Geh’ mit uns auf Zukunftsreise! // Die Zukunftsbauer. URL: https://www.diezukunftsbauer.com/konzept (дата обращения: 24.02.2022).
- Harari Y. N. 21 Lessons for the 21st Century. L.: Jonathan Cape, 2018. 306 р.
- In its role as a Global Laboratory of Ideas, UNESCO is pioneering a powerful change in why and how people ‘use-the-future’ // UNESCO, 2021. URL: https://en.unesco.org/futuresliteracy (дата обращения: 20.02.2022).
- Larsen N. Teaching Futures // Published in Scenario. Nov 3. 2021. URL: https://medium.com/copenhagen-institute-for-futures-studies/teaching-futures-with-loes-damhof-8d37e536cb06 (дата обращения: 17.02.2022).
- Learning to envision the future: the first World Summit on Futures Literacy at UNESCO. 04.12.2020. // UNESCO. URL: https://en.unesco.org/news/learning-envision-future-first-world-summit-futures-literacy-unesco (дата обращения: 27.02.2022).
- Miller R. Futures literacy: A hybrid strategic scenario method // Futures. 2007. No. 39(4). P. 341–362.
- Miller R. Transforming the Future: Anticipation in the 21st Century. N. Y.: Routledge, 2018. 300 р.
- Poli R. Futures Literacy – Ideas for the 21st Century Literacy // Learning futures – futures of learning (21st futures conference, 8–9 june 2021). Turku, Finland, 2021. P. 6–7.
- Wie viel Zukunft steckt in Bildung? // Die Zukunftsbauer, 2019. URL: https://www.diezukunftsbauer.com/bildungsansatz (дата обращения: 24.02.2022).