Маслов Вадим Михайлович
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Сорокин Роман Владимирович
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Ф. Бэкон в теории и истории научной рациональности и техногенной цивилизации
Аннотация. Высокая проблемность современной общественной жизни, прямо связанная с интенсивным научно-техническим развитием, определяет фундаментальность теорий техногенной цивилизации и научной (научно-философской) рациональности. Формирование новой, постнеклассической научной рациональности – суть адекватный ответ (учитывающий неустранимость ценностной составляющей мысли и необходимость гуманитарной экспертизы научно-технических реалий и проектов) современному этапу развития техногенной цивилизации. Необходимым направлением дальнейшего развития теорий техногенной цивилизации и научной рациональности является разработка соответствующего исторического подхода: исходной в данном случае является философия Ф. Бэкона. В плане развития исторической составляющей теории техногенной цивилизации известные представления о техногенности Ф. Бэкона берутся в новой, соответствующей парадигме. Ф. Бэкона необходимо утверждать первым философом Нового времени в русле общей истории философии (ведущих научных/учебных трудах по истории философии с древнейших времен по день сегодняшний). В плане развития исторической составляющей теории научной рациональности показывается: вполне возможно, что «Дом Соломона» Ф. Бэкона ориентировался на диалектически продуктивную «закрытость – открытость». Закрытость научного сообщества Ф. Бэкона обеспечивала беспрепятственный поиск истины и пользы; открытость – общественное одобрение и помощь. Непосредственные аргументы за открытость «Дома Соломона»: открытость «нового органона» и выбор жанра утопии для изложения идей «Новой Атлантиды». Созвучные современным техногенным реалиям и постнеклассической рациональности идеи Ф. Бэкона весьма радикальны (особенно, учитывая низкую конкурентоспособность ученых и философов сравнительно с политиками и бизнесменами), что и определило их историко-философскую частичность отражения. Дальнейшее углубление в историко-философскую проблематику органично соотносится с решением современных проблем в рамках теорий техногенной цивилизации и научной рациональности. Все это прямо связано с совершенствованием современного социально-гуманитарного образования. Последнее стоит особо подчеркнуть, поскольку перспективы развития гуманитарной экспертизы ведут к становлению новой формы университета – экспертного университета.
Ключевые слова: научная рациональность, техногенная цивилизация, философия техники, история философии, Дом Соломона, Новая Атлантида, футурология, технократия, гуманитарная экспертиза, экспертный университет
DOI: 10.32326/2618–9267-2022–5-2–125-139
Список литературы:
- Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. СПБ.: Пневма, 2002. 880 с.
- Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: Мысль, 1978. 575 с.
- Гегель Г. Лекции по истории философии. Кн. 3. СПб.: Наука, 1994. 583 с.
- Деар П., Шейпин С. Научная революция как событие / пер. с англ. А. Маркова. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 576 с.
- Делез Ж. Переговоры. 1972–1990 / пер. с фр. В.Ю. Быстров. СПб.: Наука, 2006. 324 с.
- Дмитриев И.С. Хромой, обгоняющий бегуна (Instauratio Magna Scientiarum Ф. Бэкона как проект создания эффективной институализованной науки) // Социология науки и технологий. 2015. Т. 6. № 4. С. 9–33.
- Ильянович Е. Б. Техногенная цивилизация: основные ракурсы концептуализации понятия // Научный Вестник Крыма. 2016. № 2. С. 6.
- Кант И. Критика чистого разума. СПб.: ИКА «Тайм-Аут», 1993. 477 с.
- Лекторский В. А. Вызовы рациональности в современной культуре // Стратегические приоритеты. 2014. № 2. С. 71–86.
- Ленк Х. Размышления о современной технике. М.: Аспект Пресс, 1996. 181 с.
- Лисович И. И. Культура открытого знания в Англии раннего Нового Времени: «поп-наука» и веселящий газ // Вестник культурологии. 2022. № 1 (100). С. 48–73.
- Маслов В. М. Экспертный университет как необходимость современного техногенного развития // Международная научная конференция «Коэволюция техники и общества в контексте цифровой эпохи»: сборник докладов. Москва, Национальный исследовательский университет «МЭИ», 17–18 декабря 2020 г. М.: Изд. МЭИ, 2020. С. 237–239.
- Никифоров А. Л. О смысле и значении понятия «прогресс» // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2021. Т. 4. № 2. С. 6–16.
- Сапрыкин Д. Л. Regnum hominis (имперский проект Френсиса Бэкона). М.: Изд. «Индрик», 2001. 224 с.
- Соколов В. В. Философия как история философии. М.: Академический проект, 2010. 843 с.
- Adamson I. R. The Administration of Gresham College and its fluctuating fortunes as a scientific institution in the seventeenth century // History of Education. 1980. Vol. 9. № 1. P. 13–25.
- Box I. The Social Thought of Francis Bacon. Lewiston, N.Y.: Edwin Mellon Press, 1989. 250 p.
- Grant E. A History of Natural Philosophy: From the Ancient World to the Nineteenth Century. Cambridge; N.Y.: Cambridge University Press, 2007. 361 р.
- Lux D., Cook H. Closed circles or open networks?: Communicating at a distance during the scientific revolution // History of Science. 1998. Vol. 36. Part 2. No. 112. Р. 179–211.
- Sargent R.-M. Bacon as an advocate for cooperative scientific research // The Cambridge Companion to Bacon / ed. by Peltonen M. Cambridge: Cambridge University Press. 1996. P. 146–171.
- Transhumanist FAQ // Humanity+. 2021. URL: https://www.humanityplus.org/transhumanist-faq (дата обращения: 20.03.2022).