Касавин Илья Теодорович
Институт философии РАН
Публикация как смерть автора
Аннотация. В статье вводится термин «принуждение к публикации», значение которого задается современной политикой в отношении науки и образования. Выдвигается гипотеза о принуждении к публикации как формы практической реализации нормативного регламента современных российских научно-образовательных учреждений в целях достижения контрольных показателей госу-дарственных программ и проектов. Данная гипотеза проверяется путем сопоставления с результатами экспресс-опроса и глубинных интервью, проведенных автором статьи. В этих эмпирических исследованиях опрошенными выступают сотрудники российских научно-образовательных организаций, специалисты в области философии и гуманитарных наук. Интерпретация полученных данных в контексте выдвинутой гипотезы приводит к выводу об амбивалентности публикационных ориентаций респондентов. С одной стороны, они заявляют о необходимости заниматься научными исследованиями и активно публиковать результаты. С другой стороны, они сообщают о недостаточности внешних и внутренних условий для публикационной активности. С третьей стороны, внешнее принуждение к публикации оказывается в целом несильным и неэффективным. В результате возникает картина, в которой и сотрудники, и администрация, и правительство провозглашают благие цели, которые на практике далеки от реализации и тем самым провоцируют этические отклонения. Снижение количества публикаций представляется одним из способов повышения качества науки.
Ключевые слова: принуждение к публикации, публикационная активность, российская наука и образование, этический кодекс науки, эпистемические добродетели, этические девиации
DOI: 10.32326/2618–9267-2022–5-3–6-16
Список литературы:
- Борхес Х. Л. Сочинения в 3 тт. Рига: Полярис, 1994. С. 287–295.
- Наука 2024. URL: http://government.ru/info/35565/ (дата обращения: 20.07.2022).
- Наука и университеты 2024. URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/2021/09/НиУ.PDF (дата обращения: 20.07.2022).
- Fanelli D. Do Pressures to Publish Increase Scientists’ Bias? An Empirical Support from US States Data // PLoS ONE. 2010. No. 5(4): e10271.
- Giles J. Breeding cheats // Nature. 2007. Vol. 445. P. 242–243. doi:10.1038/445242a
- Paruzel-Czachura M., Baran L., Spendel Z. Publish or be ethical? Publishing pressure and scientific misconduct in research // Research Ethics. 2021. Vol. 17(3). P. 375–397.
- Sarewitz D. The pressure to publish pushes down quality. Nature. 2016. Vol. 533. P. 147. doi: 10.1038/533147a