Елизова Людмила Александровна
Сибирский федеральный университет
Козлова Мария Владимировна
Сибирский федеральный университет
Бухтояров Михаил Сергеевич
Сибирский федеральный университет
Бухтоярова Анна Александровна
Сибирский федеральный университет
Визуализация понятий социальной и политической философии в видеороликах
Аннотация. Цифровизация гуманитарного знания и, в частности, философии дает возможность развивать новые формы обучения. Использование обучающего видео, размещенного на различных платформах (YouTube, VK, Rutube и других), позволяет распространять информацию более широко и эффективно. Просветительский и образовательный контент по философской тематике часто представлен в формате коротких видеороликов с понятным объяснением и визуальной демонстрацией идей, что обеспечивает сотни просмотров.
Визуализация, являясь востребованным элементом обучающего видео по многим предметам и темам, все еще мало применяется для представления понятий и категорий социальной и политической философии.
Цель нашей работы – выявить наиболее часто используемые визуальные решения в самых популярных по количеству просмотров тематических видеороликах на платформе YouTube, которые упоминают следующие понятия социальной и политической философии: «государство», «общество», «гражданин», «человек», «жизнь» – на русском и английском языках.
С помощью количественного контент-анализа авторы проанализировали визуальные образы, которые демонстрируются в видео одновременно с упоминанием терминов, и соотнесли их с разными типами визуализации. По результатам исследования полсотни самых популярных отечественных и зарубежных видеороликов на видеохостинге YouTube было проведено сравнение типов визуализации аналогичных терминов на русском и английском языках. В результате исследования были выявлены наиболее часто встречающиеся типы визуализации для отдельных понятий социальной и политической философии, определены отличия визуализации англоязычных и русскоязычных понятий, представленных в тематических видеороликах. Дополнительно авторы сделали ряд наблюдений об особенностях визуализации философского контента в формате видео.
Ключевые слова: визуализация, обучение, видео, визуальный образ, социальная и политическая философия, YouTube
DOI: 10.32326/2618–9267-2022–5-3–117-129
Список литературы:
- Арановская М., Рыжкова Д. Рейтинг крупнейших компаний на рынке онлайн-образования. URL: https://edtechs.ru/blog/post/itogi-2021-goda-i-novaya-realnost-2022 (дата обращения 01.08.2022).
- Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 335 c.
- Видео в обучении: создаем и вовлекаем // EduTech. 2021. № 1(39). С. 8. URL: https://sberuniversity.ru/ upload/iblock/eb3/EduTech_39_web.pdf (дата обращения 03.08.2022).
- Ищенко Е. Н. «Визуальный поворот» в современной культуре: опыты философской рефлексии // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2016. № 2(20). С. 24.
- Козлова М. В., Бухтояров М. С., Елизова Л. А. Оценка эффективности заданий по социальной и политической философии с помощью метода контент-анализа // Философия образования. 2022. Т. 22, № 2. С. 158–168.
- Макулин А. В. Визуализация философии и цифровой визиософии // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. №3. С. 62–72.
- Медиа Нетологии. Исследование российского рынка онлайн-образования 2021 и тренды 2022 от лидеров отрасли. URL: https://netology.ru/blog/06–2022-edtech-research (дата обращения 01.08.2022)
- Новоселов Р. Ю. История образовательного видеоконтента // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. № 3. С. 12–17.
- Brame C. J. et al. Effective educational videos. 2015. URL: https://cft.vanderbilt.edu/guides-sub-pages/effective-educational-videos/ (дата обращения 18.08.2022).
- Guo P. J., Kim J., Rubin R. How video production affects student engagement: An empirical study of MOOC videos // Proceedings of the first ACM conference on Learning@scale conference. 2014. P. 41–50.
- Hansch A., Hiller L, McConachie K., Newman C., Schildhauer T., Schmid P. Video and online learning: Critical reflections and findings from the field // SSRN Electronic Journal. 2015. p. 15.
- Hensler V., Gardner K. New video research shows what viewers value during the pandemic, and beyond. URL: https://www.thinkwithgoogle.com/consumer-insights/consumer-trends/pandemic-video-behavior-research-trends/ (дата обращения 20.08.2022).
- Shoufan A. Estimating the cognitive value of YouTube’s educational videos: A learning analytics approach // Computers in Human Behavior. 2019. Vol. 92. P. 450–458.
Skowroński, 2020 – Skowroński K. P. Philosophy in Digital Culture: Images and the Aestheticization of the Public Intellectual’s Narratives // Eidos: A Journal for Philosophy of Culture. 2020. No. 4 (1). P. 23. - Sternberg R. J., Mio J. S. Cognitive psychology. 4th ed. Belmon: Thomson Wadsworth; 2006. URL: https://cs.um.ac.ir/images/87/books/Cognitive%20Psychology_Strenberg%206th%20.pdf (дата обращения 28.07.2022).
- Van Der Meij H. Cognitive and motivational effects of practice with videos for software training // Technical communication. 2018. Vol. 65. №3. P. 265–279.