Масланов Евгений Валерьевич
Институт философии РАН
Институт науки и популяризация научного знания
Аннотация. Статья посвящена анализу влияния науки как социального института на жизнь общества и особенностям популяризации научного знания на современном этапе общественного развития. На основе применения методов социальной эпистемологии показаны различные роли социального института науки. Она формирует специфическое новоевропейское понимание мира и процессов его исследования. Для нее исследование окружающего мира позволяет выявить реальные закономерности его устройства. Наука оказывает сильное влияние на системы образования и общественные ценности. Освоение научного знания связано с формированием двух наборов ценностей. Частично они противоречат друг другу. Один из них ориентирует обучающегося на интеллектуальное смирение и скромность, отвечая за важность освоения уже имеющегося научного знания. Другой нацелен на формирование ценностей критического мышления и научной смелости. Этот набор ценностей связан с процессом выдвижения смелых гипотез. В настоящее время появляется все больше течений, ставящих под сомнение современные научные знания и роль ученых в процессе их получения. Во многом это связано с особенностями социальной роли науки. В ней важную роль играют черты, характерные для «открытого общества» – критика мифов и традиций, готовность выдвигать новые решения, способность трансформироваться под влиянием обстоятельств. При этом сами ученые рассматривают себя как особую привилегированную группу, обладающую научным «призванием». Наука «расколдовывала» природный и социальный мир, но теперь сама подверглась процедуре «расколдовывания». Отдельные общественные группы больше не верят в миф об особом «призвании» ученых. В этом случае особую роль приобретают проекты, направленные на популяризацию научного знания. Они могут выступать площадками для диалога между представителями групп как верящих в научное «призвание», так и сомневающихся в его наличии.
Ключевые слова: наука, открытое общество, научные ценности, популяризация науки, система образования
DOI: 10.32326/2618–9267-2022–5-4–33-51
Список литературы:
- Ахутин А. В. История принципов физического эксперимента (от античности до XVII в.). М.: Наука, 1976. 292 с.
- Ахутин А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура»). М.: Наука, 1988. 208 с.
- Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем. М.И. Левина, А.Ф. Филиппова, П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
- Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 528 с.
- Дорожкин А. М. Проблемы построения и типологии зон обмена // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 54. № 4. С. 20–29.
- Иванов М. Г. Как понимать квантовую механику. М. – Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика»; Институт компьютерных исследований, 2015. 552 с.
- Касавин И. Т. Интерактивные зоны: к предыстории научной лаборатории // Вестник Российской академии наук. Т. 84. 2014. № 12. С. 1098–1106.
- Касавин И. Т. Наука – гуманистический проект. М.: Весь мир, 2020. 496 с.
- Кун Т. Структура научных революций / пер. с англ. И.З. Налетова. М.: Прогресс, 1977. 300 с.
- Латур Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества / пер. с англ. К. Федоровой. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. 414 с.
- Льоцци М. История физики / пер. с итал. Э.Л. Бурштейна. М.: Издательство «Мир», 1970. 464 с.
- Панченко А. И. Физическая реальность: трансцендентальная физика или экспериментальная метафизика // Философский журнал. 2008. № 1. С. 68–76.
- Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1. Чары Платона / пер. с англ. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. 448 с.
- Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.2. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы / пер. с англ. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. 528 с.
- Поппер К. Р. Предположения и опровержения: Рост научного знания / пер. с англ. А.Л. Никифорова, Г.А. Новичковой. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПЛ «Ермак», 2004. 638 с.
- Фейерабенд П. Наука в свободном обществе / пер. А.Л. Никифорова. М.: АСТ: АСТ Москва, 2010. 378 с.
- Филатова А. А. «Порочные умы»: эпистемология пороков и риторика борьбы с антиинтеллектуализмом // Эпистемология и философия науки. 2021. Т. 58. № 4. С. 127–141.
- Фуллер С. Постправда: знание как борьба за власть / пер. с англ. Д. Кралечкина. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2021. 368 с.
- Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. Развитие идей от первоначальных понятий до теории относительности и квантов / пер. с англ. С.Г. Суворова. М.: Наука, 1965. 327 с.
- The Cambridge History of Science. Vol. 1. Ancient Science / ed. by A. Jones, L. Taub. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2018. 642 p.
- Collins R. The Sociology of Philosophies: A Global Theory of Intellectual Change. Belknap: Harvard University Press, 1998. 1098 p.
- Lapsley D., Chaloner D. Post-truth and science identity: A virtue-based approach to science education // Educational Psychologist. 2020. Vol. 55. No. 3. P. 132–143.
- Merkley E. Anti-Intellectualism, Populism, and Motivated Resistance to Expert Consensus // Public Opinion Quarterly. 2020. Vol. 84. No. 1. P.24–48.
- Méndez M. P. An Epistemic Problem for Epistocracy // Social Epistemology. 2022. Vol. 36. No. 2. P. 153–166.
- Pritchard D. Epistemic virtue and the epistemology of education // Journal of Philosophy of Education. 2013. Vol. 47. No. 2. P. 236–247.