Шаталов-Давыдов Дмитрий Юрьевич
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Субъект и предвосхищение. К вопросу о феномене телевидения
Аннотация. В статье рассматривается интерпретация феномена телевидения, приведенная в книге проф. А.Н. Фортунатова «Эго-медиа. Социально-философские штрихи к истории телевидения», а именно тезис о предвосхищении как способности схватить предмет при помощи определенных технических средств и превратить его в объект реальности, ожидаемой глазом. На основании теорий П. Бурдье, П. Шампаня, С. Жижека дается три ситуации и выводятся три модели предвосхищения: 1. пред-восхищение журналиста, создающего репортаж (т.е. конструирование квази-реальности на основании медиа); 2. «реальность в движении» или рассказ о событии как оно есть с многочисленных точек зрения участвующих в событии (когда предвосхищение должно совпасть с ожиданием зрителя); 3. предвосхищение зрителя, разрешающего «рассказывать за него», перекладывающего свое знание или эмоции на то, что он ожидает увидеть (интерпассивность). В конце статьи делается вывод о предвосхищении как категории, устанавливающей взаимосвязь между техническими средствами, (квази)реальностью и субъектом предвосхищающим .
Ключевые слова: предвосхищение, социальное конструирование, квази-реальность, интерпассивность.
DOI: 10.5840/dspl20181444
Благодарности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18–011-00335.
Список литературы:
- Барт Р. Мифологии / пер. с фр. С. Зенкина. М.: Академический проект, 2017. 351 с.
- Бурдье, 2002. – Бурдье П. О телевидении и журналистике / пер. с фр. Т.В. Анисимовой и Ю.В. Марковой. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. 160 с.
- Годар Ж.-Л. Письмо Джейн Фонде // Сеанс. 2007. № 32. URL: https://seance.ru/n/32/shockumentary/pismo-dzheyn-fonde/ (дата обращения: 20.10.18).
- Жижек С. Интерпассивность, или Как наслаждаться посредством Другого / пер. с англ. А. Смирнова; под ред В. Мазина и Г. Рогоняна. СПб.: Алетейя, 2005. 156 с.
- Фортунатов А.Н. Эго-медиа. Социально-философские штрихи к истории телевидения. Практический курс. М.: Флинта, 2018. 174 с.
- Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра / пер. с фр. под ред. Н.Г. Осиповой. М.: Socio-Logos, 1997. 317 с.